Структура образовательной программы

 

I.      Пояснительная записка

 

II.    Характеристика образовательного процесса по ступеням обучения

1.     Учебный план.

2.     Результаты освоения образовательных программ.

 

III.             Особенности организации образовательного процесса.

1. Цели и задачи, приоритетные направления каждой ступени общего образования.

2. Содержание и организация образовательного процесса по ступеням обучения.

 

IV.  Управление реализацией образовательной программы.

 

      V.  Программно - методическое обеспечение учебных дисциплин.

1. Характеристика учебных программ по образовательным областям.

  2. Результаты освоения образовательных программ.

  3. Образовательные программы по предметам.

 

Пояснительная записка к образовательной программе школы.

Общие положения

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Казарка  создана с целью реализации гарантий прав и удовлетворения потребностей граждан в получении доступного и качественного основного образования.

1  Школа ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их   интеллектуальных, психологических, физиологических особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей, на  подготовку конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направленных на выполнение социального заказа общества.  

Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством  Российской федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит Педагогическому совету. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы.

2  Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации "Об образовании", типового положения об образовательном учреждении в соответствии с государственным образовательным стандартом и является  обязательным нормативным документом.

3 Образовательная программа МОУ ООШ с. Казарка направлена достижение выпускниками целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

4 Образовательная программа разрабатывается на основе примерных образовательных программ, утвержденных государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов.

5 МОУ ООШ с. Казарка  реализует образовательную программу, включающую в себя образовательные программы начального общего, основного общего образования и учитывает интересы всех заинтересованных сторон.

Цели программы:

1. Реализация в полном объеме конституционных прав детей на образование.

2. Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Региональным базисным учебным планом.

3. Создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, основной школы и старшей школы.

4. Сохранение  индивидуальности ребенка.

5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

6. Формирование положительной мотивации обучения,  познавательных способностей учащихся обеспечивающих развитие его личности и возможности дальнейшего продолжения образования  в различных  его формах.

7. Развитие коммуникативных навыков.

8. Развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).

9. Формирование ключевых компетенций.

10. Воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

11. Обеспечение компетентностного подхода в обучении и воспитании.

Задачи:

1. Предоставление базового образования на основе государственных образовательных стандартов, обеспечивающих социальную мобильность личности.

2. Ведение предпрофильной подготовки учащихся в 9-х классах, с учетом реальных потребностей рынка труда

3. Формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций на основе главных целей основного образования;

4.  оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;

5. Использование образовательных технологий, обеспечивающих практико- ориентированное и здоровьесберегающее обучение и воспитание детей.

6. Формирование у школьников:

• гражданской ответственности и правового самосознания,

• духовности и культуры,

• инициативности и самостоятельности,

• способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке

труда,

Названные ориентиры  в условиях следования базовой образовательной программе

• обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный, для каждого обучающегося, уровень успешности;

• нацеливают на воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

 

Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:

• учащихся - в расширении возможностей получения качественного образования;

• общества и государства – в развитии свободной, мыслящей, социально-адаптированной личности, получившей добротное основное образование и обладающей гражданской ответственностью;

• лицеев и колледжей РФ - в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития.

Характеристика образовательного учреждения

Общие сведения

• Количество учащихся -43 человек.

• Количество класс - комплектов - 7

• Режим работы -   8.30 - 18.00

• Продолжительность урока - 45 минут (2 – 11 классы), 35 минут (1 классы)

• Шестидневная учебная неделя (2-9 классы), пятидневная учебная неделя (1 классы)

Материально - техническая база

Школа расположена в приспособленном здании, имеет учебные кабинеты:

Кабинет начальных классов (2  шт.)

Кабинет математики (1 шт.)

Кабинет русского языка и литературы (1 шт.)

Кабинет ИКТ (1 шт)

Кабинет химии, биологии с лаборантской (1 шт.)

Школьная мастерская по дереву

Спортивный зал

Библиотека

Столовая

Количество ПК – 11

Нетбуков – 10

Интерактивный комплект - 1

Проекторов - 2,

Наличие доступа в Интернет,

Нетбуков  имеющие доступ в Интернет 10

ПК  имеющие доступ в Интернет 6

Вид подключения: выделенная линия в компьютерных классах, беспроводное соединение WI-FI

Адрес электронной почты: kazaschool@yandex.ru

Интернет-сайт: kazobr2010@narod2.ru, http://kazpnzobl.ru/

Телефон школы 8 841-65-53-3-28

II Характеристика образовательного процесса по ступеням обучения

1. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Казарка Никольского района Пензенской области на 2011- 2012 учебный год  составлен и разработан на  основе следующих нормативно-правовых документов:

  -приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089  «Об утверждении  федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  -приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  -приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  -приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  -приказ Министерства образования и науки РФ от 3  июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  -приказ Министерства образования и науки Пензенской области от 19 января 2005 г. №3 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Пензенской  области, реализующих программы общего образования»:

  - приказ Министерства образования Пензенской области от 28 января  2009 г. №31/01-07 «О внесении изменений в региональный  базисный учебный план для образовательных учреждений Пензенской  области, реализующих программы общего образования»:

  - приказ Министерства образования Пензенской области № 473/01-07 от 30.08.2011 «О внесении изменений в региональный  базисный учебный план для образовательных учреждений Пензенской  области, реализующих программы общего образования»:

  - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Школа работает в режиме шестидневной учебной недели.

II.  Учебный план для II-III классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

Продолжительность учебного года: 2-4 классов – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для 2-4  классов – 45 минут.

 

Учебный план начального общего образования представлен:

1.   Федеральным компонентом.

2.   Инвариантной частью, которая полностью реализует Пензенский региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

 Региональный компонент представлен следующими курсами:

- развитие речи 2, 3, 4 кл.;

- литературное краеведение 2, 3, 4 кл.;

Школьный компонент представлен факультативным курсом «Математическое конструирование» во 2 и 3 классах, в 4 классе 1, 2 и 3 четверти представлен факультативным курсом «Математическое конструирование» в 4 четверти школьный компонент представлен курсом «Основы православной культуры».

Часы регионального, школьного компонента, факультативные и групповые занятия используются для обогащения и расширения знаний по предметам относящимся к федеральному и региональному компонентам при освоении программы основного общего образования, утверждён на педагогическом совете муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Казарка Никольского района Пензенской области

 

III. Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. Продолжительность урока – 45 минут.

Учебный план основного общего образования  представлен:

1.   Федеральным компонентом

2.   Инвариантной частью, которая полностью реализует Пензенский региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

Региональный компонент представлен следующими курсами:

- литературное краеведение 5-7 классы;

- историческое краеведение 8-9 классы;

- география Пензенской области 8-9 классы;

- основы предпринимательства 9 класс.

Школьный компонент представлен:

- математика 5, 7, 8 кл;

- биология 6 кл;

- основы выбора профиля обучения 9кл.

 Школьный компонент, факультативные занятия представлены следующими курсами:

- «Основы православной культуры» 5 класс 1 четверть

- ИКТ 5 класс 2,3,4 четверть 6, 7 кл;

- «Час Таблицы» (химия) 8 класс;

- «Юные друзья пожарных» (ОБЖ) 5-7 кл;

- «Юный журналист» 8, 9 кл;

- «Решение заданий повышенной трудности» курсы по выбору 9кл.

Часы регионального, школьного компонента, факультативные и групповые занятия используются для обогащения и расширения знаний по предметам относящимся к федеральному и региональному компонентам при освоении программы основного общего образования, утверждён на педагогическом совете муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Казарка Никольского района Пензенской области.

 

 

Начальное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

 

Русский язык

 

5

5

5

12

Литературное чтение

 

4

3

3

10

Иностранный язык

 

2

2

2

6

Математика

 

4

4

4

12

Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ)

 

2

2

2

6

Искусство (Музыка и ИЗО)

 

2

2

2

6

Технология (Труд)

 

1

2

2

5

Физическая культура  (физическая культура и ОБЖ)

 

3

3

3

9

 

Итого:

 

23

23

23

69

Региональный  компонент

 

2

 

2

 

2

 

6

Развитие речи

 

1

1

1

3

Литературное краеведение

 

1

1

1

3

Обязательная нагрузка учащегося

 

25

25

25

75

Компонент образовательного учреждения (факультативы, индивидуальные и групповые занятия)

 

1

1

1

3

Основы православной культуры

 

 

 

0,5

 

Математическое конструирование

 

1

1

0,5

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

 

26

26

26

78

 

Основное  общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

 

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

0

0

0

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание

0

1

1

1

1

4

География

0

1

2

2

2

7

Природоведение

2

0

0

0

0

2

Физика

0

0

2

2

2

6

Химия

0

0

0

2

2

4

Биология

0

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология

2

2

2

1

0

7

Основы безопасности жизнедеятельности

0

0

0

1

0

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

 

Региональный компонент

2

2

2

2

3

11

Литературное краеведение

1

1

1

 

 

3

История родного края

 

 

 

1

1

2

География Пензенской области

 

 

 

1

1

2

Здоровый образ жизни

1

1

1

 

 

3

Основы предпринимательства

 

 

 

 

1

1

Компонент образовательного учреждения (обязательные занятия по выбору)

1

1

1

1

 

4

Основы выбора профиля обучения

 

 

 

 

1

1

Математика

1

 

1

1

 

 

Биология

 

1

 

 

 

 

Компонент образовательного учреждения (факультативы, индивидуальные и групповые занятия, спецкурсы, практикумы, самостоятельная работа учащихся в лабораториях, библиотеках, музеях и т.д.)

2

2

2

2

2

10

Основы православной культуры

0,5

 

 

 

 

 

Школа мужества (ОБЖ)

0,75

1

1

 

 

 

Час компьютера (ИКТ)

0,75

1

1

 

 

 

Час Таблицы (Химия)

 

 

 

1

 

 

Юный журналист

 

 

 

1

1

 

Решение задач повышенной трудности

 

 

 

 

1

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

32

33

35

36

36

172

 

2. Результаты освоения образовательных программ

 

 Главная задача образовательной политики: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговым исследованием качества обученности учащихся, измеряемым различными видами презентации знаний.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе – метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

 

 2.1.  Ожидаемые результаты по окончании первой ступени.

 

Учащийся, завершивший обучение на ступени начального общего образования, должен:

- быть готов к обучению в среднем звене;

-  быть готов к активной познавательной деятельности (развитие познавательных мотивов);

- проявлять инициативу во всех видах деятельности;

- владеть навыками общения и сотрудничества, обладать первичной коммуникативной   компетентностью;

- иметь опыт оптимистичной самооценки и уверенности в себе;

- иметь опыт самостоятельного выбора;

- иметь опыт учебной самостоятельности (желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей;

- проявлять активность;

- иметь учебную мотивацию;

- обладать первичной  социальной компетентностью;

2.2.  Ожидаемые результаты по окончании второй ступени.

-  Ученик должен быть готов к обучению в старшем звене;

- ученик должен быть мобильным, креативным, успешным в измененных социальных условиях;

-  видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению

- ученик должен овладеть различными способами работы, осознанно относиться к своему здоровью;

- обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации;

социальная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры

 Характеристика кадрового потенциала школы.

 

1.Всего педагогических работников: 10

2.Укомплектованность штатов: 100%

 

 

 

3.Уровень образования педагогических работников.

 

Высшее образование

(в том числе педагогическое)

чел. / %

Среднее профессиональное (в том числе педагогическое)

чел. / %

Штатные работники

7/70

3 /30

Совместители

-

1

Всего:

7 / 64

4 /36

 

4.Уровень квалификации педагогических работников.

 

Высшая квалификационная категория

чел. / %

Первая квалификационная категория

чел. / %

Вторая квалификационная категория

чел. / %

Штатные работники

2/20

7/70

1/10

Совместители

-

1

-

Всего:

2/18

8/72

1/10

 

5.Стаж работы.

 

До 2 лет чел.%

От 2 до 5 лет чел.%

От 5 до 10 лет чел.%

От 10 до 20 лет чел.%

Свыше 20 лет

чел.%

Средний педстаж

Штатные работники

 

--

--

3 чел/30

7 чел/70

19

Совмести-тели

-

-

-

-

1

-

Всего

 

--

--

3 чел/33

8 чел/67

19

 

 

 

4.7. Возраст педагогических работников.

 

 

До 30 лет

От 30 до

 40 лет

 чел.%

 

От 40 до

50 лет

 чел.%

От 50 до

60 лет

чел.%

Более

 60 лет

Средний возраст

Работа-ющих пинсио-неров по возрасту

Штатные работни-ки

 

3 чел. /30

6 чел. /50

1 чел. /10

--

40 лет.

 

 

--

Совместители

-

 

1

-

-

 

 

Всего

 

3 чел. /27

7 чел. /63

1 чел. /10

--

40 лет.

 

 

 

 

4.8. Учебная нагрузка педагогических работников.

- до 18 часов в неделю – 1

- от 19 до 27 часов в неделю – 8 чел.

- свыше 27 часов в неделю – 1.

- средняя нагрузка по образовательному учреждению – 21,8 часов.

4.9. Количество педагогов прошедшие курсы повышения квалификации за последние

5 лет – 11 человек (100%).

 

III. Содержание и организация образовательного процесса

 

Содержание и организация начального общего образования

1.      Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы, приемы.

Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы всей школы. Успешность реализации ее во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов могут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

• формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

• овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений;

• в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях. Для организации учебного процесса педагоги используют следующие методы и приемы:

• приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

• методы диалога;

• приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

• методы диагностики и самодиагностики;

• тестирование. С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала используются:

• урок-экскурсия

• урок-путешествие

• урок-зачет

 • урок-соревнование

• урок-игра

• интегрированный урок

• урок-аукцион

• урок взаимообучения.

При осуществлении процесса обучения могут быть использованы педагогические технологии и методики:

• педагогическая мастерская

• методики проблемного обучения

• методики развивающего обучения и другие.

 

2.      Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1 -4 классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование всех вышеуказанных потенциалов учеников, на развитие и проявление индивидуальных особенностей.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как:

• технологии воспитания: коллективная творческая деятельность, игровая, творческая мастерская, моделирование воспитательной деятельности класса.

• формы организации воспитательного: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.

• ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива.

 

Содержание и организация основного общего образования

 

1.      Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметам учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома.

Учителями используются следующие приемы и методы построения личностно ориентированного педагогического взаимодействия:

* приемы актуализации субъективного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого сознания границы между известным и неизвестным;

* методы диалога и политолога;

* приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

* игровые методы;

* рефлексивные приемы и методы;

* методы диагностики и самодиагностики.

Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, педагогические мастерские, дебаты, интегральная и модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5-9 классах.

Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.

 

2.      Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организаций внеучебной деятельности учащихся 5-9 классов является образ выпускника основной школы. Роль системообразующего фактора на второй ступени обучения выполняет коллективная творческая деятельность. За многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении КТД делался на сплочении школьно и классных коллективов, а в настоящее время ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка. Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъективного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Обеспечивается развитие самоуправленческих начал.

 

 

IV.  

Управление реализацией образовательной программы

1.      Школа осуществляет управление реализацией образовательной программы в соответствии с нормативно- правовым обеспечением деятельности.

2.      Реализация целей и задач образовательной программы осуществляется посредством организационной модели управления образовательным учреждением. Ответственными за принятие решений выступают директор, руководители методических объединений.

3.      Управление реализацией образовательной программы представлено в виде плана работы школы на текущий год.

4.       Школа определяет критерии качества реализации образовательной программы по следующим показателям:

а) численный состав обучающихся;

б) количественный состав классов по ступеням;

в) коэффициент уровня обученности и коэффициент качества образования по всем предметам, ступеням, учреждению в целом;

г) результативность участия обучающихся в олимпиадах и НПК;

д) уровень физического развития и здоровья обучающихся;

е) уровень квалификации педагогических кадров;

ж) состояние библиотечного фонда;

з) соответствие содержания образовательной программы обязательному минимуму и государственному образовательному стандарту 2004 года;

и) уровень травматизма обучающихся.

 

5.      Школа отбирает формы определения степени достижения целей и задач образовательной программы:

а) внутришкольный контроль выполнения  рабочих программ курсов и дисциплин;

б) текущий и итоговый контроль успеваемости, срезы знаний.

 

6.      Школа устанавливает уровень соответствия реальной подготовки обучающихся государственному образовательному стандарту путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации.

 

V. Программно - методическое обеспечение учебных дисциплин

1. Характеристика учебных программ по образовательным областям.

 

 

Начальное общее образование

Характеристика учащихся, которым адресована программа.

· Возраст – 6,5-10 лет;
· Состояние здоровья - 1-4 группы здоровья; отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе.

Целями основной образовательной программы МБОУ ООШ с. Казарка начального общего образования являются:

1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению и формирование желания и умения учиться

2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного по отношению к себе и окружающему миру

3. Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности

4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

 

Задачи:

- формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей

- создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

-  сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;

-  обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе.

.

Образовательная область «Филология» представлена программами по русскому языку (письмо, развитие речи) и литературе (чтение, развитие речи), немецкому языку.
Начальная школа призвана заложить основы развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Важное место в реализации намеченных целей принадлежит курсу русского языка. Это по преимуществу практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно говорить, читать и писать, обогатить речь учащихся, дать начальные сведения по языку и литературе, развить внимание и интерес к чтению книг.

Целью учебного аспекта изучения немецкого языка является обучение при помощи игр. В области говорения является формирование грамматических и лексических навыков, составление монологического высказывания, работа в паре; обучение чтению происходит с опорой на умения звуко-буквенного анализа, которыми дети пользуются на уроках родного языка; учить учащихся делать выводы из прочитанного; в области аудирования - понимание речи на слух, развитие слуховой памяти;

Познавательный аспект:   знакомство с миром зарубежных, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором немецком языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на немецком языке. Развивающий аспект: развитие внимания, способности к догадке по словообразовательным элементам, по контексту;   развитие   способности   к   сравнению сопоставлению речевых единиц, мотивация к дальнейшему изучению иностранного    языка: развитие личности ребенка,    его    речевых способностей, мышления, воображения;

Воспитательный  аспект:  главная  задача формирование толерантного отношения к изучаемому языку, своим одноклассникам, воспитание чувства ответственности за совместную работу, учить работать в коллективе.

Образовательная область «Математика» включает учебный предмет – математику, информатику. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их важнейших свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся. Концентрическое построение курса, связанное с постепенным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений, навыков.

Основная задача информатики – развивать умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и обучения развитию логического мышления, умения планировать последовательности действий для достижения какой – либо цели, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает», расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.

Образовательная область «Естествознание» представлена учебным курсом естествознания (окружающий мир). Основными задачами курса являются: - систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. навыков правильного поведения в природной и социальной среде (1 класс);- целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры, т.к. одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между природой и обществом (2-4 классы).

Образовательная область «Искусство» включает учебные курсы по музыке и изобразительному искусству. Учебный предмет «Музыка». Массовое музыкальной образование и воспитание опирается на принцип признания самоценности музыкального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире. Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. Задачами музыкального образования и воспитания являются:- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;- формирование способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе адекватного восприятия, освоения различных форм и видов музыкально-практической деятельности, развития личностно-творческого отношения к различным явлениям музыкальной культуры;- познание закономерностей музыкального искусства на основе интонационной природы, многочисленных связей с жизнью, другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, разнообразия форм проявления и бытования музыки в жизни современного школьника, специфики ее воздействия на человека;- освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками творческой деятельности. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Она характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека, которые выступают как цель и условие развития физической культуры личности.

Целью обучения является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью. В соответствии с целью формулируются задачи учебного предмета: расширение двигательного опыта, совершенствование функциональных возможностей организма и т.д.

Образовательная область «Технология». В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности. Самостоятельности, уважение к людям труда и другие ценные качества, способствующие будущему труженику усвоить требования жизни и утвердиться в ней.

 

Основное общее образование

Целевое назначение.

Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом школы.

Достижение большинством учащихся уровня функциональной грамотности.

Углубление навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности.

Формирование творческой личности учащегося в условиях развития новой образовательной среды;

Развитие положительной мотивации к образовательному процессу.

Развитие познавательных способностей.

Развитие культуры умственного труда.

Развитие коммуникативных навыков. 

Удовлетворение потребностей в различных видах дополнительного образования.

Формирование у учащихся фундамента образования, необходимого для продолжения образования с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей.

Получение полноценного и качественного основного среднего образования.

Формирование творческой личности учащегося на основе ориентации в ценностях широкого культурного пространства.

Обеспечение условий для становления базовой и технологической культуры личности, то есть культуры жизненного самоопределения учащихся.

Оказание помощи учащимся в их дальнейшем личностном и профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей.

Характеристика учащихся, которым адресована программа.

· Возраст - 10-15 лет;
· Уровень готовности к освоению программы - успешное окончание начальной школы, достижение уровня элементарной грамотности большинством учащихся, соответствие уровня физического развития ребенка возрастным нормам;
· Состояние здоровья - 1-4 группы здоровья; отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе.

Характеристика учебных программ по образовательным областям.

Образовательная область «Филология» представлена программами по русскому языку и литературе,  немецкому языку.

Русский язык. Содержание учебного курса русского языка в школе определяется программами Министерства образования Р.Ф. В процессе изучения русского  языка совершенствуются и развиваются следующие  общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

К ведущим общеучебным целям программы по русскому языку относится формирование следующих основных умений:

• правильно говорить и писать на родном языке, соблюдать орфографические, орфоэпические и другие нормы;

• пользоваться справочной литературой, в том числе различными словарями для проверки и совершенствования высказывания;

• определять тему и основную мысль текста;

• анализировать тексты разных типов с точки зрения их соответствия теме и замыслу, особенностей построения, использования языковых средств;

• определять стиль текста, тип текста;

• создавать тексты разных стилей и типов речи;

• составлять простой и сложный планы, тезисы, конспект не большой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);

Литература
В задачи курса литературы в основной школы входит приобщение учащихся к богатствам мировой и отечественной художественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни, формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской позиции. Программа по литературе предусматривает:

-чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

-формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

-формирование представлений о литературе как социокультурном феномене;

-развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Характеристика базовой программы.

В программе последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а так же путей изучения конкретной темы. В средних классах предлагаются три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения; для самостоятельного чтения и изучения в классе; для внеклассного чтения. Эти круги могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. В старших классах курс имеет историко-литературную основу, включает в себя монографические и обзорные темы, сочетания которых позволяют показать место художественного произведения в историко-литературном процессе. Учитель может избрать различные варианты изучения предлагаемых тем.

 Немецкий язык.

Программа по иностранному языку предусматривает изучение английского, немецкого языков. Основная цель обучения иностранным языкам – развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира. При изучении иностранных языков используется базовая типовая программа утвержденная Министерством образования РФ.

Образовательная область математика и информатика.

Цикл представлен программами по математике и информатике.

Курс математической подготовки в школе направлен на достижение следующих основных целей:

-овладения конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

-интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе,

- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

Курсы основной и средней школы по математике, алгебре, геометрии, началам анализа (5-11 кл.) реализуются по программам, утвержденным Министерством Образования РФ.

Программа по математике направлена на формирование следующих умений:

Интеллектуальные умения: - умение вести доказательные рассуждения; - умение выдвигать гипотезы; - умение осуществлять на конкретных примерах переход от общих утверждений к частным и наоборот; - умение составления алгоритма, работа с ним и др. Технические умения: - умение пользоваться математическим языком, делать записи; - умение выполнять вычислительные операции с выражениями различной природы;- умение решать уравнения и неравенства; - умение строить и чертить графики; - умение проводить исследования, применяя методы математического анализа и др.

Программа по информатике составлена с учетом требований государственного Стандарта. В основу курса положена программа по информатике для общеобразовательных школ (базовый вариант программы). Основная цель курса — формирование молодого поколе­ния, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хра­нения, переработки и передачи информации на базе новей­ших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Культурный уровень такого современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих ее понятий должна формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков.

Основной задачей курса признается формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям со­временного информационного общества.

 Образовательная область «Обществознание».

Образовательная область «обществознание» реализуется через предметные курсы: История, обществознание. Целями изучения общественных дисциплин в школе являются:

-овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени.

-развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа; интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов;
-формирование у учащихся картины жизни общества и человека в нем, адекватной современному уровню знаний;

-развитие

-формирование основ мировоззренческой, нравственной, правовой, экономической, социальной культуры.

-формирование представлений о целостной картине мира, гармоничного отношения человека с природой, обществом и самим собой.

При изучении общественных дисциплин используются типовые программы МО РФ.
В основе изучения курса истории лежит линейная структура исторического образования в логике базовой науки с определяющим историко-хронологическим принципов и с учетом психолого-педагогических особенностей усвоения истории школьниками разных возрастных групп.

Образовательная область «Естествознание». Цикл естественнонаучных дисциплин представлен программами по биологии, химии, физики, географии. Специфическими задачами учебных курсов данной образовательной области являются:

• формирование у учащихся знаний об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и о законах природы в системе учения о единстве природы;

• выработка у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в проблеме «природа-человек» как основа основу экологического образования и воспитания учащихся;

• формирование у учащихся гуманистических нравственных идеалов как основы глобального экологического мышления и ценностного отношения к природе;

• развитие у учащихся способности к наблюдению как специфическому методу познания в естествознании; экспериментальных умений и навыков выполнения лабораторных работ.

Курсы биологии, химии, физики, географии осваиваются по типовым программам МО РФ.

Художественно-эстетические дисциплины.

Цикл художественно-эстетических дисциплин представлен программами искусству, музыке, изобразительному искусству.

Основными задачами программы изобразительного искусства являются:

-овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки;

-развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Основными задачами программы по музыке являются:

• воспитание музыкально-художественного вкуса;

• развитие певческой культуры;

• развитие навыков общения через творчество;

•стимулирование творческого потенциала личности;

Технология

Цикл представлен  программами по технологии, основам предпринимательства, выбору профиля обучения.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе основного общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.